Сложности атрибуции социального эффекта
Оценка атрибуции представляет собой серьезную задачу из-за сложности социальных программ и множества внешних факторов, влияющих на результаты. Установить прямую причинно-следственную связь между программой и её результатами бывает сложно, особенно если задействовано множество переменных.
Одним из распространенных методов измерения атрибуции являются эксперименты с контрольной группой. Однако в реальных условиях их проведение может быть не всегда практичным, возможным или экономически оправданным.
Пример:
Представьте, что ваша программа профессионального обучения демонстрирует 80%-ный рост трудоустройства среди клиентов. Однако в тот же период крупная компания электронной коммерции открыла новый склад в вашем регионе. Установить точную степень причинности и предоставить контрфактические доказательства влияния вашей программы становится чрезвычайно сложно, а иногда даже невозможно.
Что такое вклад в измерении социального результата?
Вкладом в процессе оценки социальных результатов называют денежные или иные ресурсы, предоставленные стейкхолдерами проекту для достижения наблюдаемых результатов. Это может быть оплата товаров или услуг социальных предприятий со стороны клиентов и благополучателей, грант или льготные условия аренды помещения от государства или пожертвования доноров в пользу НКО.
Атрибуция или вклад: что выбрать?
С точки зрения финансирующих организаций, вклад акцентирует внимание на том, как действия предприятия или инвестора помогли достичь лучших результатов, чем могли бы быть в противном случае. Вклад смещает фокус с попыток точно определить долю результата, связанную с финансированием, на понимание того, как вложенные ресурсы увеличили вероятность достижения положительных изменений.
Применяя подход, основанный на анализе вложений заинтересованных сторон, фонды могут лучше осознать свои совместные усилия с другими партнёрами и их общий эффект для тех групп населения, которым они стремятся помочь.